Мария М.

Три фишки, которые надо знать о счетчиках веб-аналитики

Аналитика / 10.03.2016

Статья об инструментах веб-аналитики, которые помогают понять кто, откуда и зачем приходит на сайт.

Любым инструментом нужно уметь пользоваться – только так с его помощью можно решить поставленные задачи. А корпоративный сайт – это даже не инструмент, а целый арсенал, и счетчики занимают в нем ключевое место. Без них вы попросту слепы. Вы не знаете, кто приходит на ваш сайт. Вы не можете оценить, как отразились на поведении посетителей изменения, которые вы вносите. В конце концов – не знаете, просматривает ли кто-нибудь ваш сайт дальше главной страницы.

Какие счетчики вам нужны?

Минимальный «джентльменский набор» – это Яндекс.Метрика и Google Analytics. Ставить их лучше оба. Каждый имеет свои сильные стороны. Например, у Яндекса есть полезные фишки, касающиеся сбора информации о самой аудитории (демография, поведенческие факторы). Зато у Гугла есть модуль E-commerce, который помогает отслеживать транзакции на сайте и анализировать эффективность рекламы.

Есть ещё LiveInternet, Rambler’s Top100, Рейтинг Mail.ru, Openstat и десятки других счетчиков, однако с точки зрения веб-аналитики связка «Яндекс.Метрика + Google Analytics» оптимальна – она даст максимум информации и инструментов по ее обработке.

Что отслеживать?

Широкие возможности счетчиков – палка о двух концах. Люди, которые занимаются раскруткой вашего сайта, порой могут с помощью полученной информации пускать пыль в глаза. Например, в короткие сроки увеличить трафик на сайте в несколько раз и выдавать это за существенное достижение. Но владельцам бизнеса нужно смотреть на все эти цифры трезво. Вам не нужен трафик сам по себе – вам нужны посетители, которым потенциально интересен ваш продукт/услуга. Не важно, сколько просмотров и кликов собирают ваши баннеры – важно, сколько они вам приводят реальных клиентов.

Суть веб-аналитики – как раз в том, чтобы за цифрами статистики увидеть реальную картину и понять главные вещи:

  • Кто приходит на сайт: пол, возраст, географическое положение, интересы. Насколько эта аудитория совпадает с вашими представлениями о целевой аудитории вашего бизнеса.
  • Откуда они приходят: по каким поисковым запросам, по каким рекламным объявлениям, по каким ссылкам. Это помогает сделать выводы об эффективности рекламных кампаний и о том, насколько сайт проработан с точки зрения SEO.
  • Что можно сделать, чтобы повысить конверсию сайта – то есть соотношение между общим числом посетителей и теми, кто в итоге стал вашим клиентом.

Как настраивать счетчики?

Установить счетчики довольно просто, с этим может справиться любой более-менее продвинутый юзер. А вот в их настройке есть нюансы, понимание которых приходит только с опытом. Браться за это самостоятельно – не самая хорошая идея. Лучше доверить это дело профессионалам.

Если совсем без счетчиков вы слепы, то с неправильно настроенными вы – как снайпер со сбитым прицелом. Результат в обоих случаях плачевный – в цель вы не попадете. Неправильные настройки, пожалуй, даже опаснее. Вы ведь полагаетесь на ту информацию, которую получаете с помощью веб-аналитики, выстраиваете на её основе бизнес-стратегии. А она не точна, а иногда и вообще ошибочна.

Антон Беляков, Analytics Face:

Почему пока мало кто заморачивается с тонкими настройками счетчиков?

На стороне владельца сайта, как правило, редко бывает специалист, который достаточно хорошо разбирается в SEO, чтобы хотя бы знать, что такие настройки вообще есть и чем они могут быть полезны. Соответственно, и перед подрядчиками владелец сайта такие задачи не ставит.

Подрядчики, в свою очередь, сами такие услуги предлагают редко, раз уж они мало востребованы. К тому же тонкая настройка счетчиков не всем подрядчикам выгодна. Ведь гораздо проще и безопаснее показать красивые общие цифры прироста посещаемости сайта и не копаться глубоко – а что это за посетители, насколько это целевая аудитория, нет ли там накрутки.

А между тем, тонкая настройка дает уникальные возможности по оценке эффективности сайта. Нюансов здесь очень много – все зависит от конкретного сайта. Но попробую привести несколько примеров:

  • Настойка поиска по сайту. Полезно же знать, что ваши посетители ищут, придя на сайт. Иногда этот счетчик помогает выявить довольно неожиданные вещи. Например, что товар, который вы считаете малозначимым и особо не рекламируете, на самом деле регулярно ищут на сайте. А если его находят, но не покупают – это повод задуматься над другими вещами. Может, цена слишком высокая, или описание непривлекательное.
  • Настройка отслеживания «событий» - то есть различных действий пользователя на сайте. Или последовательностей действий. Клики на баннеры, скачивание файлов, заполнение форм и так далее и так далее. По-хорошему, желательно  настраивать отслеживание событий на каждый активный элемент сайта.
  • Настройка и анализ индивидуальных «целей». Цели – это то, что вы ждете от клиента. Действия, которые ведут к конверсии – превращению посетителя в покупателя. Для интернет-магазина это, например, добавление товара в корзину и оплата заказа.
  • С помощью настройки модуля «E-commerce» в Гугл Аналитикс можно прослеживать весь путь покупателя и выявлять разные тенденции. Например, дали вы рекламу Вконтакте. Пометили баннер специальной UTM-меткой, настроили счетчики – и в итоге увидели не просто сколько человек к вам пришло по этой рекламе, но и что они купили, какой доход принесли.

Информация о клиенте – главное оружие маркетологов. И если есть возможность получать более детализированную и важную для аналитики информацию – почему бы ей не воспользоваться?